Конспект НОД «Откуда хлеб пришел? Конспект НОД Лепка «Хлеб, хлебобулочные изделия

Конспект НОД «Хлеб - всему голова» по ознакомлению с технологией приготовления хлеба для детей средней группы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Развивающие задачи:
Развивать элементы логического мышления.
Развивать познавательный интерес к труду взрослых, умение решать поставленную задачу, желание доводить начатое дело до конца.
Повышать чувство ответственности за доверенное взрослым дело.

Образовательные задачи:
Познакомить детей с технологией приготовления хлеба.

Воспитательные задачи:
Вызвать у детей желание украсить праздничный каравай.
Способствовать желанию детей бережно относиться к хлебным изделиям.
Учить уважать детей труд пекаря, кондитера.
Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Словарная работа:
Повышать потребность в обогащении словарного запаса словами, обозначающими свойства и качества хлеба (вкусный, ароматный, рассыпчатый, мягкий, пышный, воздушный, свежий, рыхлый, теплый) и активизировать их в речи.
Совершенствовать умение подбирать наиболее точные слова и выражения при анализе детских работ.

Предшествующая работа:
Чтение книг о хлебе.
Просмотр презентации «Откуда берется хлеб?»
Разучивание пальчиковой гимнастики «Украшаем каравай».
Разучивание стихотворения каравай.
Изготовление карточек для дидактической игры «Из чего готовят хлеб?».
Раскрашивание карточек для игры.
Разучивание хоровода «Каравай».
Игры и лепка из соленого теста.

Материалы:
Тряпочки для вытирания столов.
Карточки с изображением продуктов.
Тесто соленое.
Фартуки.
Поварские колпаки.
Влажные салфетки.
Миски на каждого ребенка.
Клеенка на столы.
Простой карандаш.
Демонстрационные материалы:
Фартук и перчатки.
Слайд с изображением каравая.
Поднос для готового каравая.
Противень - 2 шт.
Венчик.
Духовка.
Готовый каравай.
Продукты: мука, молоко, яйцо, соль, сахар, дрожжи.
Конфетница с конфетами.

Оборудование:
Диск с записью классической мелодии.
Ноутбук.
Проектор, экран.

Методы и приемы:
Наглядные:
Видеописьмо бабушки.
Демонстрация слайдов - рассматривание каравая.

Словесные:
Беседа с опорой на впечатления и знания детей о хлебе.
Загадка о хлебе.
Использование вопросов (в ходе беседы, рефлексии), рекомендаций, поощрений, речевые инструкции к действиям.
Чтение стихотворения «Вот он хлебушко душистый».
Игровая мотивация с ролевым поведением детей, взрослых - игра с бабушкой (в образе бабушки - педагог).
Хороводная игра «Каравай».

Практические:
Дидактическая игра » Из чего готовят хлеб?»
Индивидуальная работа «Украшение для хлеба» - экспериментирование с пластическим материалом - соленое тесто.
Пальчиковая гимнастика «Украшаем каравай».

Ход образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом около педагога.
Воспитатель: Дети, сегодня утром мне позвонила бабушка Маланья и просила включить компьютер в 9 часов. Она хочет вам сообщить что-то очень важное. Хотите послушать ее? (Дети соглашаются. Воспитатель демонстрирует видеописьмо бабушки Маланьи).

«Здравствуйте, мои внучата. Сегодня у меня день рождения, поэтому я приготовила для вас угощение. Я очень без вас соскучилась. Встречайте, скоро приеду».

Воспитатель: Ребята. Совсем скоро бабушка Маланья к нам приедет сюда. Будет неудобно встречать ее без подарка. Как вы думаете, что мы с вами можем ей подарить? (Ответы детей). Я предлагаю вам приготовить для нее сюрприз. А какой, надо угадать загадку.

Руки нежные и послушные
Испекли колобок.
Ароматный и воздушный,
Ржаной и пшеничный,
Чтобы у всех настроение
Было отличное (Хлеб).
(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали. Конечно же, это хлеб! Демонстрация слайда, на котором изображен каравай.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы хлеб? Что можно о нем сказать, какой он? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, где мы можем взять хлеб? (В магазине, испечь). Конечно, легче всего его можно купить в магазине. Но в магазине хлеб не всегда бывает свежим. Для замешивания теста нам необходимы разные продукты. Какие продукты необходимы для выпекания хлеба? (Ответы детей). Люди какой профессии занимаются выпечкой хлеба? (Кондитер, пекарь, повар). В какой одежде они работают? (В спецодежде. Это фартук или халат, а на голове колпак). Для чего пекарю нужна спецодежда? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я всем вам предлагаю стать пекарями и испечь хлеб. У каждого пекаря очень сильные руки. Поэтому сначала необходимо потренировать наши пальчики-помощники.

Движения выполняются стоя в соответствии с текстом.
Пальчиковая гимнастика «Украшаем каравай».

Дело мы сейчас затеем:
Быстро мы муку просеем.
Молоко с яйцом смешаем,
Круто тесто замешаем.
Вылепим из теста (Круговые вращения ладонями, имитируя скатывание шарика)
Украшенье вместе.
Смотри, не зевай, (Указательным пальцем погрозить).
Наряди каравай!
Украсим кружком (Указательными пальцами нарисовать в воздухе кружок)
И съедим с молоком (Обхватить ладонью кулак, преподнести к губам).

Воспитатель: Ребята, как называется помещение, где выпекают хлеб? (Пекарня).

Сейчас я приглашаю вас в пекарню. Прежде, чем начать работу все пекари обязательно должны вымыть руки. Я предлагаю всем вам подойти к столу, протереть руки специальными влажными салфетками, а затем перейти к столу с необходимыми продуктами.

Воспитатель: А теперь приступим к приготовлению хлебушка. Но сначала распределим обязанности. Я предлагаю мальчикам смешать хорошо молоко с мукой, а девочкам - хорошо взбить яйца с сахаром. Затем полученную массу нужно вылить в одну большую миску и тщательно перемешать. Воспитатель быстро и незаметно подменяет приготовленное детьми тесто на подготовленное ранее соленое тесто.

Для того, чтобы тесто получилось мягкое и воздушное необходимо приговаривать волшебные слова:
Тесто дрожжевое круто мы замесим
И в печи горячей мы найдем ей место.
Будет сладким каравай,
Ты, смотри, не подгорай!

Ребята, очень хорошее тесто у нас с вами получилось. Давайте, его разделим на две части. Одна часть будет большая. Из нее я сделаю каравай. Из другой части, поменьше, вы будете делать украшения для хлеба. Для этого мы его поделим на всех поровну.

Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель: Сейчас мы с вами украсим наш каравай. Каждый из вас должен слепить красивое украшение для нашего общего хлеба.

Дети работают с соленым тестом.

А теперь мы красиво разложим все эти украшения на хлебушке. Положим наш каравай на «противень» и поставим в «духовку». Ну вот, теперь можно вытереть руки влажными салфетками. (Дети вытирают руки салфетками).

Дидактическая игра «Из чего готовят хлеб?»
Воспитатель: Выпечка хлеба всегда занимает определенное время. Поэтому я приглашаю вас присесть за столы и уточнить, какие из предложенных продуктов мы положили в тесто.

Воспитатель: На столах перед вами лежат карточки с изображением разных продуктов. Ребята, назовите эти продукты. (Ответы детей). Внимательно послушайте задание: из всех продуктов обведите в кружок только те из них, которые мы сегодня использовали для приготовления каравая.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поменяться листочками с соседом и проверить, все ли выполнено правильно.

Ребята, посмотрите на свои карточки. В них вы обвели продукты, необходимые для приготовления хлеба. Кто из вас хочет их перечислить? (Ответ ребенка).

А теперь назовите лишние продукты (Гречка, капуста). Почему? (Их не добавляют в тесто).

Сейчас все, кто выполнил задание правильно, положите свои карточки на стол с зелены кружком. Те, у кого есть ошибки, положите свои карточки на стол с красным кружком.

Воспитатель: Ребята, я чувствую ароматный запах хлеба. Настало время проверить, готов ли наш хлебушек. (Воспитатель достает «из духовки» настоящий каравай).

А вот и наш красавец каравай! Посмотрите на него и скажите, какой он? (Ответы детей). Ребята, мы с вами совсем недавно заучили стихотворение «Каравай». Я предлагаю вспомнить его и прочесть всем вместе.

Хоровое чтение стихотворения «Каравай».

Вот каравай, на него посмотри,
Добрые руки его испекли.
Труд хлебороба всегда береги!
Ты, дружочек, не ленись,
Хлебу низко поклонись.
Обойди весь белый свет,
Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении говорится о том, что хлеб проходит долгий путь. Это нелегкий труд людей, достойный уважения. Поэтому относиться к хлебу надо бережно, с огромной любовью.

Рефлексия.

Дети подводят итоги занятия.

Воспитатель: Ребята, что нового сегодня вы узнали? Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: А вот и бабушка Маланья к нам подъехала (бабушка Маланья и дети здороваются). Давайте поздравим ее с Днем рождения и угостим нашим караваем. (Дети с воспитателем накрывают на столы, исполняют хоровод «Каравай» и устраивают чаепитие).

Название: Конспект НОД в средней группе «Хлеб – всему голова»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 22»
Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская Республика

В.: Здравствуйте, дети.

Доброе утро!!!

Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться:- Доброе утро!- Доброе утро!Солнцу и птицам!- Доброе утро!Улыбчивым лицам!И каждый становитсядобрым, доверчивым...Пусть доброе утродлится до вечера...

Дети, у нас сегодня необычное занятие. А чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь, вам нужно отгадать загадку:

Загадаю вам загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ребята, правильно, хлеб. Речь наша сегодня пойдёт об этом очень ценном продукте питания, который каждый день употребляет в пищу человек. А поможет нам в этом наша очень интересная интерактивная папка «Хлеб всему голова».

Ребята, в этой папке собрано очень много загадок о хлебе. Посмотрите внимательно, ничего не понимаю, а почему рядом в кармашке колоски пшеницы и ржи?

Воспитатель показывает в лэпбуке кармашек с колосками пшеницы и ржи.

Ничего не понимаю, ребята, а причём здесь колосок пшеницы и ржи?

Дети, а вы любите хлеб?

Какой бывает хлеб?

Давайте мы с вами назовём, какой бывает хлеб?

Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Недаром народ создал пословицы о хлебе.

Какие пословицы о хлебе знаете вы?

А сейчас я вас приглашаю в хлебный отдел продуктового магазина.

Что мы с вами видим в магазине? (работа с лэпбуком)

А как это назвать одним словом?

Правильно. Это хлебобулочные изделия.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, и наконец испечь.

Ребята, люди каких профессий потрудились, чтобы у нас на столе был всегда вкусный, ароматный хлеб?

Во время беседы используется работа с лэпбуком.

Много сил, работы человек отдаёт, чтобы вырастить хлеб. И помощники у человека есть. А кто они? Мы сейчас узнаем? Я вам сейчас загадаю загадки.

Используется презентация: «Откуда хлеб пришёл?»

1слайд: загадка: Овсом не кормят,

И кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит.

2 слайд: картинка трактора.

3 слайд: загадка: Ходит в поле из края в край,

Режет чёрный каравай.

4 слайд: картинка плуга.

5 слайд: загадка: За железным конём,

Ящик тянется с добром,

Сквозь дырявое окно,

В землю падает оно.

6 слайд: картинка сеялки.

7 слайд: загадка: В жёлтом море он плывёт,

Волны жёлтые сечёт,

Из трубы зерно течёт.

8 слайд: картинка комбайна.

Вот сколько помощников бывает у человека. А сейчас, давайте посмотрим, как колосок попадает хлебом к нам стол

Работа с лэпбуком «Хлеб всему голова».

Работа с картинками. Выставляются картинки:

трактор с плугом, на поле созревшие колосья ржи,

комбайн, убирающий хлеб, мельница, хлебозавод, буханка ржаного хлеба.

Дети составляют рассказ по картинкам.

Кто расскажет, как получается хлеб?

А сейчас послушайте загадку:

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит.

10 слайд: поле с созревшими колосьями пшеницы.

Физкульминутка (звучит спокойная музыка)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)Закачался колосок.Мы в поле придем, (Ходьба на месте)Колоски соберем, (Наклон)Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)Гостей приглашаем,Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Ребята, подойдите сейчас к столу мы с вами поиграем в игру «Волшебные мешочки». У меня два мешочка. Давайте на ощупь отгадаем, что у нас в мешочках?

Давайте, рассмотрим зёрна пшеницы. Возьмите одно зёрнышко.

Посмотрите, какое оно?

Мягкое или колючие?

По размеру оно какое?

Какое зерно цветом?

Какое по форме зернышко.

Оно тяжёлое или лёгкое?

Вот мы с вами и изучили свойства пшеницы.

А что у нас во втором мешочке?

Мы с вами научились на ощупь определять муку и зерно.

А сейчас мы свами попробуем из зерна приготовить муку.

Перед вами кофемолка. Насыпаем в неё зёрна пшеницы, закрываем, нажимаем на кнопку. Процесс приготовления муки начался.

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Посмотрите, всё зерно у нас перемололось, настоящая мука получилась. Ничего, что у нас она получилась не белая. Ведь у нас нет мощного процессора как на хлебозаводе. Главное мы с вами увидели, процесс.

Дети, а что теперь с нашей мукой делать?

Видели, как дома мамы, бабушки пекли пироги?

А сейчас мы свами превратимся в настоящих пекарей – кондитеров. И испечём вкусное печенье.

Нам надо одеть фартуки, шапочки.

На столе пакет с мукой, яйцо, деревянная ложка, соль вода, песок, пластмассовый стаканчик с водой, дрожжи.

Для того, чтобы приготовить тесто нам понадобиться.

Начинаем готовить тесто. Мы с вами должны развести дрожжи в тёплой воде (чайную ложку), начнётся процесс брожения хлеба. Выливаем в блюдо, положим соль, сахар, размешаем деревянной ложкой, добавим яйцо, добавляем стакан муки. Размешиваем. Накрываем салфеткой и пусть тесто подходит.

А сейчас подумайте, какой формы у вас будет печенье? А помогут нам в этом наши Кубики. Выложите с помощью них печенье, которое вы будете делать.

Отличные у вас получились фигурки печенья.

Пока мы с вами выкладывали из кубиков фигурки печенья, тесто у нас подошло. И мы с вами будем делать печенье по вашему желанию с помощью формочек.

А сейчас разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

В миску воду наливаем,Дрожжи в воду добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону) Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём) Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)Месим тесто, месим тесто,Все печенье мы печём! (хлопаем в ладоши).- А сейчас мы начинаем делать печенье.

Из пшеничной муки испечём мы печенье, всем на загляденье.

Каждому ребёнку даётся кусочек теста. В работе используется скалка.

Ребята, а что вы знаете о пользе хлеба?

Как нужно относиться к хлебу? Какие правила бережного отношения к хлебу вы знаете?

Много нового узнали о хлебе. Берегите хлеб, много труда в него вложено, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, ароматный хлеб.

Дети, что вам понравилось на занятии?

Конспект НОД в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Образовательные задачи: Дать представления о том, что хлеб- основной продукт питания человека. Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умения чётко и выразительно читать стихи. Активизировать словарный запас.

Развивающие задачи: Закрепить умения детей лепить из солёного теста.

Развивать умения детей эмоционально исполнять песни и танцы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда(хлеборобам, хлебопёкам).

Словарная работа: пышный, душистый, подгорелый, каравай, плуг, чернозём, хлеборобы, хлебопёки, нива, булочная.

Предшествующая работа: чтение К.Паустовского « Тёплый хлеб», А.Ремизова «Хлебный голос»,украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, беседа « Земля – кормилица»,рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, заучивание стихов, песен: «Золотое зёрнышко» Ю. Чичкова, «Нива моя русская» Е. Антипиной.

Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(дети разгадывают загадку – хлеб)

Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

(мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)

Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью. О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(дети называют пословицы о хлебе)

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Хлебушек ржаной – отец родной.

Хлеб наше богатство.

Каравай хлеба, не падает с неба.

А ещё на Руси говорили: Будет хлеб – будет и песня.

(Дети поют песню «Золотое зёрнышко» Ю Чичкова.)

Но не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

(Ребёнок читает стихотворение)

Он не падает к нам с неба

Появляется, не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить и собрать урожай. А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.

(дети читают стихи)

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

А для чего пашут землю?

(чтобы она была мягкой, рыхлой)

А что происходит потом?

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Давайте вспомним, как раньше сеяли зёрна пшеницы?

(их сеяли руками).

Когда сеяли, что приговаривали?

Нива золотая, добрая медовая.

Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба.

Посеяли зёрна пшеницы. Много в это зёрнышко вложено труда, знает только солнышко, ветер, да вода. Вот и растёт, колосится на поле пшеница.

(девочки танцуют танец с колосками).

Вот и налились колоски, созрели. Новые заботы у хлеборобов. Что дальше надо делать?

(Зерно надо убрать, смолотить)

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Мальчики исполняют упражнение «Хлеборобы молотят зерно».

С утра до ночи работают хлеборобы. От комбайнов тянутся вереницы грузовиков. Везут зерно на элеватор. Там зерно хранится. А кто мне скажет, что дальше происходит с зерном?

(Его на мельнице мелют в муку, из муки на хлебозаводе пекут хлеб).

Вот теперь хочу узнать из муки что можно выпекать?

(булочки, пироги,хлеб,бублики, печенье. . . .)

Мы сейчас с вами пойдём в булочную.

(дети идут к столу на котором лежат хлебобулочные изделия)

Вы любите кушать хлебобулочные изделия? Сейчас мы проверим сумеете ли вы узнать их по вкусу?

Проводится игра « Узнай на вкус».

(дети с закрытыми глазами узнают на вкус хлебобулочные изделия)

А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать бублички, печенье, батоны, хлебный каравай.

(дети подходят к столам, где приготовлено тесто и формы для печенья и вместе с воспитателем лепят из солёного теста)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.

Почёт и честь вам хлеборобы

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба керавай.

(дети поют песню «Нива моя русская». Е. Антипиной.)

Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?

(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).

С огурцами ли с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки,

Потому что много сил

Тратит тот кто хлеб растил.

Людям – хлеб,

Детям – мир,

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть всем сейчас пора

Хлебу – дружное «Ура»!

(Дети угощаются хлебобулочными изделиями)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№26

Ст. Анастасиевской муниципального образования Славянский район.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в области познания, коммуникации, художественного творчества (лепки), музыки « Хлеб – всему голова».

(старшая-подготовительная группа)

Воспитатель Баранкова В. Л.

Ст.Анастасиевская

2012-2013 уч.г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ д.с.26

Трубицина М.В._________

План досугов и развлечений в старшей – подготовительной

группе МБДОУ д.с.26 на 2012 – 2013 учебный год.

Сентябрь.

Путешествие в страну детства. (д.в. № 4, 2005 г)

Знаки дорожные будешь ты знать и можешь смело в школу шагать.

(Ф.С. Майоров астр. 44)

Овощи и фрукты полезные продукты. И.М. Новикова стр. 52.

Физкультурный досуг «Раз, два, поспевай – в кубанскую игру играй».

Экологический досуг « Осень, осень в гости просим».

Что мы знаем о природе родного края.

Фольклорный праздник « Осенины».

Физкультурный досугУ «Морское путешествие» д.в.№3 2006 г. Стр. 41.

День именинника.

Из сундука бабушки казачки.

Спортивный досуг « Огнеборцы» Аралина. «Правила пожарной безопасности» стр.49.

Экологический досуг «Наши пернатые друзья» д.в.№ 4 2007г. Стр.121.

В гости к лесной красавице.

Спортивный досуг «Вперёд к олимпийским рекордам».

Развлечение «Уродипась коляда на кануне рождества».

Физкультурный досуг «Снежное королевство» д.в.№4 2005г. Стр.66.

Досуг «Волшебные слова» Волчков астр. 132.

Досуг «Вы не доверяйте тёте, если мама на работе».

Праздник «широкая масленица»

Физкультурный досуг «В стране спорта» д.в. №10 2012г.стр.18.

Экологический досуг «Кто в лесу живёт».

Досуг «Королевство зубной щётки».Волчкова.

Физкультурный досуг «Физкульт-Ура! Соревноваться пора!».

День великого фантазёра. «шутки и смех порадуют всех».

Досуг «На космических просторах». Д.в.№2 2012г. Стр.113.

Развлечение «День Земли».

Досуг «Осторожно, микробы». И.М.Новикова стр 65.

Досуг «Театр кукол на Руси». Волчкова.

Досуг «Внимание- огонь».Аралина стр.35.

Праздник «До свиданья детский сад, здравствуй школа».

Вера Курина
Конспект НОД «Хлеб - всему голова»

Воспитатель коррекционной группы

«Весёлая семейка» ГБДОУ №58

г. Санкт-Петербург

Курина В. А.

Конспект непосредственной образовательной

деятельности в подготовительной коррекционной группе

на тему «Хлеб – всему голова »

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи :

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .

2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей.

3. Расширять знания о значении хлеба в жизни человека .

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

5. Воспитывать у детей бережной отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

6. Развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику, координацию речи с движением.

7. Закрепить навыки работы с тестом.

В занятии используются современные образовательные техники, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, сотрудничество, игровые.

Материал :

1. Картины и иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий и процесс выращивания хлеба .

2. Муляжи хлебобулочных изделий .

3. Загадки о хлебе .

4. Поговорка о хлебе .

5. Мука, соль, подсолнечное масло, вода (для приготовления теста, клеёнки, дощечки.

Предварительная работа :

1. Экскурсия с родителями в булочную.

2. Рассматривание натуральных хлебобулочных изделий .

3. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением процесса выращивания, обработки, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

4. Разгадывание загадок, поговорок о хлебе .

5. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Кто в ком главный» .

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель :

Ребята, мне сегодня утром передали конверт, вы хотите узнать, что в нем находится?

Дети :

Воспитатель достаёт из конверта загадку, читает :

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто.

В магазине занял место.

Воспитатель :

Что это?

Дети :

- Хлеб !

Воспитатель :

Правильно, это хлеб . А скажите, какой бывает хлеб ?

Дети :

Мягкий, пышный, душистый, белый, и т. д.

Воспитатель :

Сейчас в магазине можно купить хлеба столько , сколько захочется и не только хлеб , но и печенье, и пряники, и т. д. (показывает муляжи хлебобулочных изделий ) .

Как все это назвать?

- Хлебобулочные изделия .

- Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостей встречали хлебом и солью .

А вы ребята хотите узнать, как выращивают хлеб ?

Дети :

Воспитатель :

- Послушайте загадку :

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Что это?

Дети :

Воспитатель :

Весной, лишь оттает снег и просохнет земля, в поле выходит трактор. А кто его ведет?

Дети :

Тракторист.

Воспитатель :

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Земля становится мягкой, пышной. Затем к трактору прикрепляют сеялки и они ровными рядами укладывают в почву пшеницу. И все лето зреют колосья.

Представьте, что вы зернышки.

Физминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (присесть,

Прорастать на солнце стало (ручки поднять над головой ,

Дождик землю поливал (показ дождя,

И росточек прорастал (медленно встают,

К свету и теплу тянулся (руки вверх на цыпочках,

И красавцем обернулся (покружиться два раза) .

Ну, вот зерна созрели, начинается жатва. В поле выходят комбайны. А кто работает на комбайне?

Дети :

Комбайнер.

Воспитатель :

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, они по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины везут зерно на элеватор, а затем на мельницу. Там мелют зерно в муку, а муку отправляют на хлебозавод и в магазины . Из муки выпекают различные хлебобулочные изделия . Хлеб – очень полезный продукт, в котором содержится полный комплекс питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Проводится подвижная игра «Каравай»

Как на Димины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!

Сегодня мы с вами тоже испечем баранки, сушки, пирожки и т. д. (Воспитатель высыпает в миску муку, соль, выливает воду, и на глазах у детей замешивает тесто. Отрывает по кусочку, и дети лепят хлебобулочные изделия – по выбору ).

Молодцы! Мы с вами много узнали о том, как хлеб появляется на нашем столе, какой долгий путь он проходит, узнали, что хлеб – главный продукт на столе, узнали о его пользе, и что хлеб нужно беречь . Не даром говорится в пословице – «Хлеб – всему голова » .

НОД детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ «Хлеб - всему голова»

Воспитатель:
А что вы знаете о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, когда я была в вашем возрасте, часто не доедала хлеб, а что бы этого не узнали взрослые, выбрасывала недоеденные кусочки в ведро для мусора. Но однажды услышала от своего деда, бывшего заключённого фашистского лагеря про то, каким хлебом их кормили в плену…
Я расскажу вам рецепт «Хлеба» фашистских концлагерей.
Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных специальный «БРОД» по особому рецепту.
РЕЦЕПТ
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

«Хлеб войны» не может оставить равнодушным ни одного человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. А моему деду волею судьбы пришлось пройти эти мучения плена.
- «А вот тем и питались» - говорил он, «Для русского вся еда это - хлеб да вода», а вода тоже была особенная, она скапливалась после дождя в лужах, в которых мыли сапоги фашистские солдаты.
- «Сдвину плесень рукой, наберу воды в ладошку, а она прелая, болотом пахнет…»
и замолчал.
Заключенные концлагерей, знают цену хлеба и преклоняются перед ним.
«Вот так-то дружок» - добавил мой дед и улыбнулся, но глаза его при этом не выражали никакого веселья, а скупая, мужская слеза скатывалась по щеке…
С тех пор моё отношение к хлебу сильно изменилось!
Воспитатель:
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
И никакое золото не перевесит крошку хлеба.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется? Откуда он берётся?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола.
Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко и посмотреть, что из него вырастет.

Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.

Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе.
(просмотр презентации)

1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд



Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд


А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд


«Одно зерно горсть даёт»
Воспитатель:

А какие пословицы о хлебе вы знаете?

(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Плох обед, коли хлеба нет.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба и у воды худо жить.
Без хлеба не обедают.
Будет хлеб - будет и обед.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
Глубже пахать, больше хлеба жевать.
Горька работа, да хлеб сладок.
Ешь пироги, хлеб береги.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
Много снега - много хлеба.
Не шуба греет, а хлеб.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб да вода - чем не еда?
Хлеб да вода - богатырская еда.
Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?
(ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.


15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб?
(ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.

Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова
«Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы предложить вам, организовать проект «Хлеб – это жизнь!» Вы согласны?
(ответы, пожелания, предложения детей)
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить в рисунках, что вам больше всего запомнилось.
(Художественное творчество)