Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста. Проект: "Успешная адаптация"



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу



Деревягина Елена Викторовна

педагог-психолог,

МАДОУ «Колокольчик»

ХМАО город Когалым

Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации

детей 1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки»

Наименование проекта: проект по адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки».

Вид, тип проекта: социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.

По количеству участников: 46 человек (из них 22 ребёнка, 1 педагог-психолог, 1 воспитатель, 22 родителя).

Объект: первая группа раннего возраста № 12.

Участники: воспитатели 1 группы раннего возраста, дети, родители.

По времени: 3 месяца.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда,иной стиль общениясо взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.

Постановка проблемы: адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждениипротекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей впериод адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние.Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача педагога-психолога, воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.

Цель проекта -обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.

Задачи:

1. Изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

9. Развитие игровых навыков.

  1. 10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  2. 11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  3. 12. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Предполагаемые результаты:

1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.

3. Темп физического и психического развития нормализируется.

4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.

5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.

6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь вформировании правильного отношения к развитию своих
детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом.

Методы и формы работы:

1. Игры психологические,дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.

2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.

3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.

4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).

5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.

6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).

8. Слушание народной, классической, детской музыки.

9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.

10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.

11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.

12. Развитие движений черезигровыезанятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

1. Физическое развитие : комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

2. Социально - личностное развитие : ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.

4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Ресурсы проекта:

1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.

2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.

3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.

Механизм отслеживания:

1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой, разработана совместно с И.Ф. Хусаиновой)(см. Приложение).

2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.

3. Анкетирование родителей.

4. Собеседование.

5. Совместные детско-родительские игровые занятия в рамках «Ясли-клуба«Солнышки»(см. Приложение).

Продукт проекта:

  1. Создана психологически комфортная среда.
  2. Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
  3. Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение).
  4. Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей 1,5 - 2 лет.

Гипотеза : еслиобеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.

Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы.Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с психологом. Сформировать связь: психолог - весело, интересно, хорошо.Присутствие психолога в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.

В ходе реализации I этапа решались следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

2. Подбор диагностического материала(см. Приложение).

3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

4. Установление доверительных отношений с малышами.

5. Исследование социальных навыков детей.

6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.

7. Составление плана работы с детьми и с родителями.

8. Подбор информационного материала для родителей.

9. Анкетирование родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

Адаптация и ранняя социализацияотносится к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). Вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Психологическая наука,прежде всего, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и возможности приспособления личности к социальной среде. А педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки адаптации и социализациималышей, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ .

Основное направление адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду - работа с ними. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой совместно с И.Ф. Хусаиновой) (см. Приложение.).

Цель наблюдения в период адаптации - ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада. В листе адаптации выделяются 4 фактора поведенческой адаптации и социализации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть, от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования на листе адаптации приводятся краткие характеристики разных оценок. Суммарно по всем факторам можно получить +15 или -15, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день адаптируется и социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой. Уровень, то есть, успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенкав период адаптации и социализации малыша заполнялась дважды.

В первый день, как только малыш вошёл в группу детского сада и через месяц.

А для ежедневного контроля за поведением, эмоциональным состоянием, состоянием здоровья детей в первый месяц посещения детского сада заполняется адаптационный лист.

Данная диаграмма показывает результаты адаптации и социализации детей 1,5-2 лет в самом начале посещения детского сада.

Для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, был разработан и реализован план мероприятий,в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов позволивший детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

План мероприятий по реализации проекта:

сентябрь

Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»;

Игра-забава «Легкое перышко»;

музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок».

Телесная терапия «Кто такой хороший»,

«Баю-баю»;

пальчиковые игры «Семья»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;

музыкотерапия «Шагаем вместе»;

«Идет мишка»;

игра-забава «Я в окошечко гляжу».

Телесная терапия «Мой малыш»,

«Тушки-тутушки»;

пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;

упражнения на дыхание «Греем ручки»;

игра-забава "Воздушные шары";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка».

Телесная терапия «Обними меня», «Цап»;

сказкотерапия

«Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»;

Музыкотерапия«Гопачёк»,

«Пляски с платочком»;

игра-забава «Весёлые пузыри».

Работа с родителями

Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни»

Анкетирование «Ваш ребёнок».

октябрь

Театрализован игры «Весёлый петрушка»;

упражнения на дыхание

«Надуваем пузырь»;

телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»;

пальчиковые игры «Сомни платочек»;

музыкотерапия «Вальс собачек»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок».

Музыкотерапия «Вот как мы умеем»,

«Шагаем вместе»;

телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»;

игра-забава «Волшебный мешочек";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила».

Телесная терапия

«Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры

«Дружная семейка»;

игра-забава

«Ладушки, ладушки!»;

музыкотерапия

«Машенька-Маша»,«Гопачёк»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка».

Телесная терапия «Наши пальчики»;

Игра «Легкое перышко»;

пальчиковая ига «Колючий ёжик»;

музыкотерапия «Вот как мы умеем»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;

игра-забава

«Петушок, петушок...».

Работа с родителями

Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?»

Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста».

ноябрь

Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;

телесная терапия «Обними меня»;

игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку»

музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки».

Телесная терапия

«Ладушки»;

игра-забава «Едет паровоз»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;

музыкотерапия «Водичка»,

«Гопачёк».

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»;

игры «Топ-топ»;

пальчиковая игра

«Пальчики»;

музыкотерапия

«Колыбельная»;

телесная терапия «Попрыгушки»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...»,

«Обнимашки»;

пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»;

музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки».

Работа с родителями

Совместное детско-родительское занятие, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

II этап – основной.

Теоретическая часть:

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Социализация- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства

индивидомсоциального опыта, прежде всего системы социальныхролей.Реализуется в общении и деятельности в семье, в дошкольных учреждениях.

Происходит в условиях воспитания, целенаправленного формированияличности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями сверстников, подражать их действиям.

Целью данного этапа работы над проектом «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является выполнение намеченной программы проекта.

В ходе реализация программы проекта работа шла по нескольким направлениям.

Первое , и самое главное, создание у детей положительного настроя на детский сад,преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков.

А для этого необходимо:

1. Чтобы педагог стал для малыша близким человеком.

  • · ребенок охотно идет от мамы к педагогу;
  • · улыбается, радуется, когда видит педагога;
  • · успокаивается от общения с педагогом;
  • · малыш обращается за помощью к педагогу.

2. Помочь малышу приспособиться к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • · Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, его шкафчик для верхней одежды;
  • · Знает и хорошо ориентируется в том, где и какие игрушки лежат.

3. Помочь малышу как можно быстрее и легче освоиться в новом для него образе жизни.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок легко подчиняется режиму дня;
  • · сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Помочь малышу правильно социализироваться.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок играет с детьми;
  • · спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • · ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Таким образом, в основе психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации и ранней социализации основными считаю следующие моменты:

1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества;

2. развитие и поддержание уверенности в собственных силах;

3. воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство, расширять границы своих возможностей;

4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Второе , и не менее главное, это работа с родителями. В результате которой

родители активно включаются в педагогический процесс в ДОУ, получают помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявляют заинтересованность в сотрудничестве сдетским садом.

Для решения этих задач использовались, как хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации с психологом, родительские собрания, в форме круглого стола, стендовые консультации и папки-раскладушки,так и ещё мало применяемый метод - совместных детско-родительских занятий, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

Целью этого направления нашей работы, в рамках проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является необходимость способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Для того чтобы максимально полно и эффективно реализовать поставленную целья поставила следующие задачи:

1. выявить положительный опыт семейного воспитания;

2. оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

3. развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4. сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.

Таким образом, в ходе детско-родительских занятий, у родителей:

1. сформируются определенные модели взаимодействия с ребенком; повысится уровень педагогических знаний и умений;

2. активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности в воспитании детей;

3. установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно влияет на эмоциональное состояниемалыша;

4. сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Для детей результатом таких занятий будет то, что:

1. адаптация к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;

2. активизируется и разовьётся речь, улучшатся показатели речевого развития детей;

3. малыши станут более активными и любознательнымик окружающему миру, возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками,разовьются игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями, то естьпроявятся признаки внутреннего комфорта и эмоционального благополучия детей.

4. сформируется эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм, культурно-гигиеническим навыкам и закаливающим процедурам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности.

III этап-заключительный:

совместная работа педагога-психолога, воспитателя I группы раннего возраста № 12 и, конечно, родителей малышей, обеспечение благоприятныхусловий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания малышей в детском саду, которые воспринимались ими, как безопасные, интересные и доброжелательные, позволило решить все поставленные задачи.

Мы добились оптимального уровня адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

Стабилизировалось общее эмоциональное состояние детей, темп физического и психического развития нормализовался, в детском коллективе сформировались позитивные взаимоотношения, малыши приобреликоммуникативные навыки.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, и принимают активное участие в родительских собраниях.

Результатом реализациипроекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» стало (п родукт проекта):

  1. создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
  2. организована и проведена игровая занимательная деятельности с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и психологического развития детей;
  3. создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение );
  4. накоплена информационная база

Проект: «Успешная адаптация»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрство» и"сотрудничество".

Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.

Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание партнёрских отношений с семьями воспитанников.

С августа по декабрь 2013 года я работала над проектом «Успешная адаптация».

Тип проекта: практико – орентированный, долгосрочный, коллективный.

Задачи:

Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.

Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

Повысить уровень психологической культуры родителей.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Методы:

элементы телесной терапии;

создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;

развивающие игры;

рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;

наблюдение за поведением детей.

Актуальность.

Работа с родителями в адаптационный периодважная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Д/С №50 КВ. В период адаптации детей раннего возраста к условиямдошкольного учреждения взаимодействие и преемственность между воспитателеми родителями крайне важна. Ребёнок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.

По данным официальнойстатистики заболеваемость среди детей от 1 года до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детейраннего возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.

Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна,так каквоспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, необходимость, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так важна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.

Подготовительный этап.

родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ);

знакомство с участком, групповым помещением;

сбор информации о потенциальных воспитанниках;

ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

установление партнерских, доброжелательных отношений;

первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.);

анкетирование (социальное, медицинское);

составление адаптационного маршрута;

прогулка на участке/ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.

На основе этих данных определяю степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даю соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Основной этап.

поэтапный прием детей в группу;

постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

консультирование родителей;

наблюдения за поведением детей;

разработка индивидуального режима для ребенка;

организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенциив вопросах адаптации малышей к ДОУ;

оформление листов адаптации;

заполнение карт нервно-психического развития детей.

Итоговый этап.

обработка результатов (анализ адаптивных листов,анализ индивидуальных карт развития);

выявление детей с тяжелой адаптацией;

индивидуальная работа с детьми;

родительское собрание «Итоги адаптации».

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика.

1. На всех детей группы заведены карты нервно-психического развития (разработаны К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной), в которых отражаются результаты состояния здоровья детей, их физическое и психическое развитие и поведение.

2. Совместно с медицинской сестрой осуществляется контроль за уровнем заболеваемости детей в период адаптациик условиямМКДОУв течение всего учебного года. Заболеваемость составила в период с августа 2013 года по май 2014 года 3,2%.

3. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится лист адаптации, где указываются состояние настроения, аппетита, сна, уровень общения с детьми и взрослыми. В группе наблюдалось 40% детей с лёгкой степениадаптации, 60% детей с адаптацией средней степени, адаптации тяжёлой степени не наблюдалось.

4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).

Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше беспокойства, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, я считаю, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУс детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействиис родителямидети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

Из опыта работы воспитателя ДОУ: Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор проекта: Варлашова Мария Леонидовна, воспитатель МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: группа раннего возраста МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2013 года.
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Изучить инновационный опыт;
Установить систему взаимодействия участников проекта;
Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа проекта:
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь.

I этап: Организационно-подготовительный этап:
# Изучение методической литературы;
# Повышение уровня педагогической компетенции;
# Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
# Составление диагностического инструментария;
# Составление планов работы с детьми, родителями;
# Создание системы в планировании;
# Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
# Создание эмоционального комфорта;
# Составление и подбор информационного материала для родителей;
# Повышение педагогической компетенции родителей;
# Анкетирование родителей;
# Исследование социальных навыков детей;
# Выявление особенностей семейного воспитания;
# Прогноз вероятной степени адаптации детей.

II этап: Основной:
Принципы работы:
# Постепенное заполнение группы (прием 2-3 малышей в неделю);
# Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
# Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
# Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:

Мероприятие Дата Результат
Знакомство и наблюдение Июнь
Диагностирование детей, прогнозирование результатов Июнь
Учет домашних привычек, интересов Август -сентябрь
Индивидуальный подход к ребенку Август -сентябрь
Игры-занятия Август -сентябрь
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми Август -сентябрь
Игры-упражнения Август -сентябрь
Игры-инсценировки Август -сентябрь
Использование фольклора Август -сентябрь
Сюрпризные моменты Август -сентябрь
Продуктивная деятельность Август -сентябрь
Элементы закаливающих мероприятий Август -сентябрь
Сохранение и укрепление здоровья детей Август -сентябрь
Оптимальный двигательный режим Август -сентябрь
Работа с родителями Август -сентябрь

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие Дата Результат
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду
Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». Июнь
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».
Повышение педагогической компетенции родителей: Август
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей: Сентябрь
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

III этап: Заключительный:
Мероприятие Дата Результат
Наблюдение Сентябрь
Диагностирование детей
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)
Анкетирование родителей
Изучение эффективности деятельности
Анализ полученных результатов
Подведение итогов работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
Выявление недостатков
Корректировка планов работы с детьми и родителями
Устранение недостатков

Форма предоставления результатов
Презентация проекта
Методические разработки

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей

№ Тема занятия Материалы
1.
БОЖЬЯ КОРОВКА игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби¬ки и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме¬шанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
2.
ЛИСТОПАД
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за¬писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
3.
МЯЧИК большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
4.
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж¬дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
5.
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
6.
НОВЫЙ ГОД игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де¬тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки¬ми игрушками и т.п.).
7.
МЯЧИКИ большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит¬мичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
8. ЗАЙКА мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
9. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
10. МУЗЫКАНТЫ ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
11. МАМИН ДЕНЬ кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украше¬ния (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.
12. МИШКА игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
13. НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
14. КОЛОБОК куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая. скамейка, обруч.
15. КОТЯТА магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с дет¬скую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, си¬него и зеленого цветов.

Информационные ресурсы:
Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007