Проект по адаптации. Формы работы с родителями. Краткая аннотация проекта

ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Краткая аннотация проекта.

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

К отсутствию близких, родных людей;

К соблюдению режим дня;

К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Исходя из - за этого, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.

Проблема:

Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.

Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.

Актуальность темы:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Вид проекта: социально-педагогический.

Цель проекта – Создание модели обеспечивающей успешную адаптацию детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям в ДОУ.

Задачи:

Изучить современное состояние и проблемы по адаптации детей в педагогической теории и практике деятельности ДОУ за период работы над проектом 2014 год

Проанализировать результаты анкетирования родителей;

Разработать модель адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ;

Создать модель работы педагогов с родителями по данной тематике;

Усовершенствовать ранее разработанную систему адаптации детей в детском саду;

Провести обучающий семинар для воспитателей детского сада

Создать фото - выставку «В детский сад, с радостью»;

Создать материал «Работа в адаптационный период с детьми, педагогами и родителями».

Новизна проекта состоит:

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их педагогической культуры.

2. Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ.

Материал и техническое обеспечение:

Ауди записи музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2015-2016г. Г

Участники проекта:

1. дети и родители первой младшей группы(2года)

2. воспитатель: Прокопенко Э. Г.

Вид проекта: социально-педагогический.

Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей.

Кадровое обеспечение проекта: Заведующий МБДОУ, воспитатели, младшие воспитатели, медсестра, психолог.

План мероприятий реализации проекта с детьми

Этапы работы:

1 этап – подготовительный

Изучение нормативно-правовых документов; анализ современных программ и технологий по адаптации детей; составление плана работы.

Анкетирование родителей, педагогов по данной проблеме

Анализ состояния здоровья поступающих детей

Создание алгоритма действия и проектирование модели системы адаптации детей в ДОУ

2 этап – основной

Консультации; Мастер – классы;

Взаимодействие с психологом:

Проходила работа по трём направлениям

С родителями, - с педагогами, - с детьми.

Работа с родителями осуществлялась через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные.

По этапам:

Первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения

Второй этап – составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду;

Третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

По работе с детьми:

1. Создана предметно-развивающая среда в группах раннего и младшего возраста помогающая благоприятному прохождению адаптационного периода.

2. Разработана система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ, система по адаптации детей в ДОУ, перспективный планы по работе с детьми, с педагогами и родителями в адаптационный период, комплекс оздоровительных мероприятий для детей. Организованы мероприятия направленные на адаптацию детей в ДОУ

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на освоение окружающей среды,

1. Сенсорные игры

2. Игры с песком и водой

3. Музыкатерапия

4. Пальчиковые игры

5. Театрализованные игры

6. Игры ни снижение эмоционального напряжения

7. Театрализованные игры

Правильная организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом:

    создание в группе психологически- комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр) ;

    осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;

    ежедневное наблюдение за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;

    создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;

    организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;

    игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ.

3. Заключительный этап

Оформление фотовыставки для родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Благоприятный адаптационный период детей.

2. Повышение педагогической культуры в вопросах воспитания. Развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

Этот проект даёт возможность: активизировать детей в игровой деятельности, продуктивной, развивает речь, коммуникативные навыки, творческие, познавательные, двигательные, музыкально-художественные способности. Даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальным условиям. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

Наименование проекта: «Идем в детский сад»

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Критерии эффективности проекта

1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

Аннотация

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

  • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
  • Целеполагание проекта
  • Ожидаемые результаты реализации проекта
  • Механизм реализации проекта
  • Этапы и содержание проектной деятельности
    1. Подготовительный этап
    2. Основной этап
    3. Заключительный этап
  • План образовательной работы с детьми и родителями
  • Мониторинг проекта
  • Перспективы деятельности к завершению проекта

Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

3. релаксационные игры (песок, вода) ;

4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

7. протекание адаптации (медицинская сестра).

В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

Целеполагание проекта

Для реализации проекта я определила его общую цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Механизм реализации проекта

Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

Мониторинг проекта

При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

Перспективы деятельности к завершению проекта

Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

Проект: «Успешная адаптация»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрство» и"сотрудничество".

Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.

Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание партнёрских отношений с семьями воспитанников.

С августа по декабрь 2013 года я работала над проектом «Успешная адаптация».

Тип проекта: практико – орентированный, долгосрочный, коллективный.

Задачи:

Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.

Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

Повысить уровень психологической культуры родителей.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Методы:

элементы телесной терапии;

создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;

развивающие игры;

рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;

наблюдение за поведением детей.

Актуальность.

Работа с родителями в адаптационный периодважная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Д/С №50 КВ. В период адаптации детей раннего возраста к условиямдошкольного учреждения взаимодействие и преемственность между воспитателеми родителями крайне важна. Ребёнок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.

По данным официальнойстатистики заболеваемость среди детей от 1 года до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детейраннего возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.

Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна,так каквоспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, необходимость, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так важна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.

Подготовительный этап.

родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ);

знакомство с участком, групповым помещением;

сбор информации о потенциальных воспитанниках;

ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

установление партнерских, доброжелательных отношений;

первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.);

анкетирование (социальное, медицинское);

составление адаптационного маршрута;

прогулка на участке/ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.

На основе этих данных определяю степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даю соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Основной этап.

поэтапный прием детей в группу;

постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

консультирование родителей;

наблюдения за поведением детей;

разработка индивидуального режима для ребенка;

организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенциив вопросах адаптации малышей к ДОУ;

оформление листов адаптации;

заполнение карт нервно-психического развития детей.

Итоговый этап.

обработка результатов (анализ адаптивных листов,анализ индивидуальных карт развития);

выявление детей с тяжелой адаптацией;

индивидуальная работа с детьми;

родительское собрание «Итоги адаптации».

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика.

1. На всех детей группы заведены карты нервно-психического развития (разработаны К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной), в которых отражаются результаты состояния здоровья детей, их физическое и психическое развитие и поведение.

2. Совместно с медицинской сестрой осуществляется контроль за уровнем заболеваемости детей в период адаптациик условиямМКДОУв течение всего учебного года. Заболеваемость составила в период с августа 2013 года по май 2014 года 3,2%.

3. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится лист адаптации, где указываются состояние настроения, аппетита, сна, уровень общения с детьми и взрослыми. В группе наблюдалось 40% детей с лёгкой степениадаптации, 60% детей с адаптацией средней степени, адаптации тяжёлой степени не наблюдалось.

4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).

Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше беспокойства, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, я считаю, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУс детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействиис родителямидети раннего возраста успешно прошли период адаптации.



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу