Рассказ по картине в подготовительной. Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима. Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)

Группа: подготовительная группа
Образовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).

Задачи совместной деятельности:

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.

1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»

Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .

3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:

Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:

Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Образовательные задачи :

Развитие речи :

Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;

Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);

Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать воображение детей.

Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.

Предварительная работа :

Беседы о зиме.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.

Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети : Снеговик.

Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.

Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.

Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .

Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .

Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .

Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)

Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)

(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).

Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .

Артикуляционная разминка.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка :

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тихо, тихо не шуметь.

(Садятся на места) .

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину

« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .

Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .

Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)

Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .

Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)

Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)

Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .

Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.

Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.

Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.

Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .

«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .

И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка :

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали.

А потом без сил упали

И в детский сад мы прибежали.

Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух, захватывает дух!

Практикум «Составление рассказа по картине»

ПОДГОТОВКА:

  1. Объявление о предстоящем практикуме.
  2. Изучение материалов: учет возрастных особенностей детей при работе с картиной, виды занятий по картинам, приемы работы с сюжетными картинами

ХОД ПРАКТИКУМА:

  1. Организационный момент (распределение педагогов на три группы).
  2. Выступление организатора практикума (презентация).

Давайте вспомним, что такое связная речь.

Слайд 1. Определение связной речи.

Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении рассказов по картинкам ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Этапы формирования связной речи

Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.

Подготовительный этап - расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

Формирование навыка или обучение составлению рассказов :

Накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;

Работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

Составление плана рассказа;

Составление рассказа;

Исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

Самостоятельная речь - умение составлять рассказ без помощи взрослого.

В детском саду для обучения детей составлять рассказы используются как предметные, так и сюжетные картинки и картины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Назовите основные задачи и приемы работы по составлению рассказов по картине:

1 подгруппа – младший дошкольный возраст

2 подгруппа – средняя группа

3 подгруппа – старший дошкольный возраст

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трехлетний ребенок ещё не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).

Первые картины для младших дошкольников - это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей

(серии «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной прием - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька-мурысенька» и др.).

Можно загадать загадку (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки»- к картине «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает»-к картине «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет» - к картине «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие, как: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.).

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? И т. п.

В старшей и подготовительной к школе группе, в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ - образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др.).

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить; две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ВАРИАНТ 1: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья?» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ?

(сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.

Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.

Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

Воспитатель: Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья?» Посмотрите, какие я принесла вам картинки – иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее). А теперь перескажем сказку. (Дети выполняют задание).

После того, как ребенок закончил, воспитатель исправляет его ошибки: «Надо было сказать…»

Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ? (дети отвечают).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
  • Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
  • Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
  • Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по окончании работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
  • Порядок опроса детей:
  1. Сначала дети с низким уровнем подготовки по цепочке, в заключение ребенок с высоким уровнем подготовки полностью.
  2. Сначала ребенок с высоким уровнем подготовки дает образец пересказа, за ним несколько детей с низким уровнем подготовки, в заключение повторяет ребенок с высоким уровнем подготовки.
  • Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?

ВАРИАНТ 2: Фрагмент образовательной деятельности по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).

Воспитатель: На занятии по рисованию мы рассматривали матрешку. Вспомните, что есть особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку).

Дети: Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.

Воспитатель: Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке). Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку). Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.

Дети: Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал. У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.

Воспитатель: Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее было рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам? (Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки. У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус». Обсудить название рассказа. Выяснить, кто же из детей «старший товарищ».
  • При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
  • С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
  • В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
  • Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
  • Заранее не продумал порядок опроса детей.
  • Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картины.

ВАРИАНТ 3: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).

Воспитатель: Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Демонстрирует картинку). Какое время года здесь изображено? (Дети отвечают).

Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, деревья голые).

Каких птиц кормят дети? (Воробья, синичку, ворону).

Какие еще птицы могут прилететь к кормушке? (Снегири, галки, голуби).

Чем дети кормят птиц? (Крошками).

Чем еще можно кормить птиц? (Хлебом, семечками, крупой).

Почему надо кормить птиц зимой? (Им холодно и голодно).

Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть, прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

Воспитатель: Послушаем ваши рассказы. (Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
  • Не продуманы вопросы.
  • Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
  • От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
  • Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов, сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия как образец, к которому надо стремиться.
  • Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и справляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце ребенок с высоким уровнем развития может составить рассказ.

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: какие модели для обучения составлению рассказов по картине вы могли бы предложить своим коллегам.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель «Птичка»: На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

б) Модель «Круг»: Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события .

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "Солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя (автор - О.Ушакова).

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Подведение итога: составление памятки воспитателю.

Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее - в их причинном и логическом взаимоотношении .

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние развлечения».

Совершенствовать речевые умения и навыки детей, продолжать работу над формированием связной речи; закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке, используя личный опыт детей, умение придумывать название рассказу, систематизировать знания детей о зимних явлениях, зимних забавах.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, координацию речи и движения.

Коррекционно - образовательные задачи: воспитывать умение выражать понятно свои впечатления, умение выслушивать друг друга, высказывать оценочные суждения.

Оборудование : декорации, презентация по теме, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи, колокольчик, «снежок», «снежинки», коврик для релаксации.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь, когда мы здороваемся - мы желаем здоровья. Давайте пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и произносят на распев слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо - опуская руки вниз.

II .Основная часть.

1. Беседа по теме. Отгадывание загадки:

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

Снова к нам пришла … (зима)

Сегодня мы поговорим о зиме. Деревья зимой стоят белые, укутанные снегом, метель наметает большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но мы всё равно любим зиму.

Вы знаете, ребята, без чего не бывает зимы?

2.Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Дети отвечают на вопрос по очереди с помощью демонстрирующихся слайдов. «Не бывает зимы без… (снега, мороза, санок, горки, снеговика)».

Ребята, какой снег? (белый, пушистый)

Какой мороз? (крепкий, трескучий)

Какая горка? (скользкая, высокая)

Какие санки? (быстрые)

Какой снеговик? (весёлый)

2. Отгадывание загадки.

Учитель -дефектолог. Молодцы! Отгадайте ещё загадку:

«Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и в миг, получился …»

(Снеговик ).

Правильно. А вот и он сам. Снеговик не простой, любопытный, озорной. Встречаем снеговика. (под музыку вбегает снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад сегодня быть с вами.

Давайте поиграем в снежки.

3. Упражнение «Назови действие»

Снеговик говорит незаконченное предложение, а тот, кому он передаёт снежок, договаривает несказанное словечко.

Зимой метель… (метёт ).

Из снеговой тучи снежинки… (летят, кружатся ).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

Мороз щёки и нос… (щиплет ).

Зимой вода в реке.… (замерзает ).

Иней на ветках деревьев… (сверкает ).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

Деревья зимой… (спят ).

Зимой в лесу голодный волк… (рыщет).

Зимой насекомые… (прячутся ).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. (снеговик убегает).

Учитель- дефектолог. Давайте, пройдём на снежную полянку и расскажем, за что мы любим зиму.

Динамическая пауза. Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

  • Что нам нравится зимой?
  • Белые полянки.
  • И на горке снеговой
  • Лыжи или санки (2 р.). Имитируют ходьбу лыжника.
  • Что нам нравится зимой?
  • Чтоб копаться день - деньской Имитируют копание снега лопатой.
  • Крепость делать чтобы (2 р.).
  • Что нам нравится зимой?
  • Потеплей одеться,
  • В шубке тёплой меховой,
  • На морозе греться (2 р.). Прыжки .

4.Составление рассказа по картине «Зимние развлечения».

Обращаю внимание детей на картину и предлагаю составить рассказ.

Учитель-дефектолог. Ребята, какой день нарисован на картине?

Какая погода стоит на улице?

Какое настроение у детей?

Чем занимаются дети?

Послушайте, какой рассказ получился у меня.

Идёт зима. На улице стоит снежная погода. Дети вышли на прогулку, у них хорошее настроение. Света скользит на лыжах. Радостные Катя, Лена и Миша мчатся на санках с высокой горки. Ирина и Серёжа катаются на коньках по скользкому льду. У Маши развязался шнурок и она упала. Около катка Даша и Настя слепили весёлого снеговика. Рядом Оля катает снежный ком. Как весело детям зимой.

Я назвала свой рассказ «Зимние игры детей».

При составлении рассказа старайтесь не повторять друг друга. Старайтесь, чтобы рассказ был интересным и законченным.

2-3 ребёнка рассказывают по картине. Предлагаю детям придумать название рассказа.

Снова пройдем с вами на снежную полянку.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

Посмотри, какое чудо на моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! С белой вьюгой прилетела Лёгкая пушинка. И на варежку мне села Звёздочка - снежинка.

«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги). Посмотрите, сколько снега намело. Мы сегодня веселились и играли и пришло время отдохнуть. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.

Мы на снежной полянке. Идёт снег. Крупные пушистые снежинки кружатся в воздухе и медленно опускаются на деревья и землю. Кругом всё белым бело. Иней на деревьях переливается разноцветными огоньками. Вам хорошо и спокойно.

«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого ты, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и конечно улыбнулись,

С белой зимушкой прощались, в свою группу отправлялись.

III . Итог занятия.

Учитель-дефектолог . Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Чей рассказ вам понравился больше?