Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»
«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).
Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей
В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень.
Различаются виды одаренности:
1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художест-венного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).
3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).
Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми: диагностика и обеспечение развития.
Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.
Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.
Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.
В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется музыкальный (спортивный) зал; эстетически оформлен-ный с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов. Имеется мини-музей живописи, для ознакомления детей с искусством, где собраны коллекции картин о природе. Мини-музей «Матрешка». В группах оборудованы уголки театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.
Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив нашего детского сада использует в работе с детьми развивающую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и программу Колесниковой «Математические ступеньки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углуб-ленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работают кружки.
По художественно-эстетическому направлению:
- Кружок «Цветные ладошки»
- Кружок «Чудесная мастерская»
- Кружок танцевальный «Лучики»
- Кружок вокальный «Соловушка»
По познавательно-речевому направлению:
- Кружок «Звуковичок»
- Кружок «Занимательная математика»
По физкультурно-оздоровительному направлению:
- Кружок « Спортивная китайская гимнастика «Ушу»
- Кружок «Здоровячок»
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошколь-ник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
Наша образовательная организация уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей. В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Соловушка», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка обучает дошкольников игре на музыкальных, народных инструментах. Занятия в кружке дают удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей (Музыкально-спортивный праздник «Вместе с мамой веселей», 2016 г и другие). Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Дети, посещающие кружок выступали с танцевально-музыкальной композицией «Лимонадный дождик», на конкурсе «Я лидер» выступили с танцем «Птицы белые». Наши выпускники продолжают развитие творческих способностей, обучаясь в музыкальной школе.
Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.
1. Информационно-аналитическое (реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).
2. Познавательное направление (реализуется через консультации, темати-ческие сообщения, открытые НОД, День открытых дверей, семинары-практи-кумы и т.д.).
Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.
Родители, непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:
- Реализация различных проектов
- Спортивные праздники
- Игровые развлекательные программы
- Музыкальные театрализованные праздники
- Совместные выставки детско-родительского творчества.
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность дошкольников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно-образовательной среды ДОУ.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей
с учетом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития.
Ольга Чекушкина
Система работы с одаренными детьми в ДОУ
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты».
Фердинант Август Бебель
Одаренность – понятие поэтическое. Недаром Даниил Гранин очерк о Пушкине назвал «Священный дар» . Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность . Драгоценный, и может быть, непостижимый дар человеку. Дар природы…Конечно, но не только. Это как алмаз, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера…
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Как бы ни был одарен ребенок , он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.
«Одаренный » , «способный» , «талантливый» - эти слова довольно часто произносятся нами – педагогами и родителями. Под способностями понимаются, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.
Одаренность чаще всего трактуется как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность ученые характеризуют, как системное , развивающееся в течении жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.
Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок » . Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
На сегодняшний день, получив право самостоятельно определять содержание и форму работы с воспитанниками , некоторые педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений выбирают развитие одаренности основным направлением своей деятельности. Подобный выбор актуализирует проблему выявления одаренных дошкольников , поиска педагогических условий, стимулирующих раскрытие одаренности в дошкольном детстве.
В нашем Центре развития ребенка систематически ведется работа с одаренными детьми . Реализация такой деятельности берет свое начало с проведения стартового мониторинга в начале учебного года и заполнения карт развития воспитанников. Следующим этапом было проведено заседание психолого – медико – педагогического консилиума, где присутствовали все педагоги нашего учреждения. На данном заседании, по результатам стартового мониторинга, было выявлено, что дети с особыми образовательными потребностями, имеющие несформированные знания, умения и навыки отсутствуют, и выявлены воспитанники, у которых достаточно высоко сформированы ЗУНы. Педагогами были сделаны запросы в письменном виде, направленные мне, как психологу, и мной была проведена дополнительная диагностика с целью выявления одаренных детей . Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними , накопленный в мировой психологии и педагогике, показывает, что детская одаренность наиболее проявляется у дошкольников в возрасте 5-7 лет. К таким предпосылкам одаренности относятся : высокая любознательность и исследовательская активность, умение отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Таким образом, опираясь на показатели одаренности , проявляющиеся в дошкольном возрасте, для дополнительного исследования детей мной использовались следующие методики : Клименко В. В «Словарная мобильность» - на определение уровня развития речи, Клименко В. В «Как спасти зайку» , «Солнце в комнате» - эти методики предназначены для выявления творческих способностей, Немов Р. С. «Придумай рассказ» - на определение уровня развития воображения, Черемошкина Л. В. «Диагностика природной памяти» - для определения силы природной памяти, Гуткина Н. И. «Сказка» - на выявление уровня любознательности. В ходе дополнительного тестирования все воспитанники, отнесенные к категории «одаренные дети » показали высокие результаты.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т. е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Развитием детей занимается воспитатель, непосредственно имеющий дело с детской одаренностью . Именно его взгляду становятся доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуального и творческого развития детей. Это обстоятельство позволило многим исследователям доверять психодиагностической оценке педагога. Поэтому в рамках дополнительного исследования, для определения направленности одаренности , проводилось анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А. И. Савенкова «Определение склонностей ребенка» .
Данный опрос, позволил определить, в какой из шести сфер деятельности проявляется одаренность дошкольника .
Об одаренности в интеллектуальной сфере можно говорить, если ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность. Часто с головой уходит в то или иное занятие. Выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Демонстрирует способности к практическому приложению знаний. Знает многое, о чём его сверстники и не подозревают.
Одаренность в сфере академических достижений характеризуется, если ребёнок быстро продвигается в различных областях знаний, таких как математика, обучение грамоте и т. д.) Дошкольник внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с природой; часто задаёт вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам.
Третья сфера одаренности – это сфера творчества (креативность) . Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен. Демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает всё по-своему; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость мышления) .
В сфере общение и лидерства одаренный ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с лёгкостью общается с другими детьми и со взрослыми ; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности. В изобразительном искусстве : ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием и лепкой; весьма серьёзно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его произведения включают множество деталей; работы оригинальны . Музыка : ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнаёт знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.
В двигательной сфере. Дошкольник проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание) ; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому) ; прекрасно удерживает равновесие.
По результатам дополнительного обследования воспитанников и опроса педагогов и родителей, был сформирован «Банк одаренных детей МДОУ ЦРР – д/с № 15» , и на данных воспитанников, педагогами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
В разработке индивидуального маршрута принимают участие педагоги, деятельность которых соответствует направленности одаренности воспитанника . (Схема) Обратите внимание на экран, здесь Вы можете увидеть шесть сфер одаренности и педагогов , которые принимают участие в разработке ИОМ , относящегося к определенной сфере. Так, например, для интеллектуально одаренного ребенка , ИОМ разрабатывают : воспитатели, педагог – психолог и старший воспитатель.
Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. Профессия педагога (в широком смысле слова) особенно предполагает наличие креативного мышления, нестандартных, инновационных подходов в реализации поставленных целей, постоянного движения вперед по пути самосовершенствования.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы предложить небольшое упражнение на проверку своего умения работать с одарёнными детьми .
Я буду перечислять личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное мной качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается) .
10. Занятый своими делами (индивидуалист) .
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость . К сожалению, на практике такие педагоги встречаются редко!
Очень важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей. Ведь одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Этот дар не терпит застоя. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия
Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Методы диагностики в ходе реализации программы.
- Реализация направлений работы.
- Ожидаемые результаты выполнения работы.
- Планирование.
Пояснительная записка
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
- Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
- Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
- Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
- Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
- Принципы развивающего обучения;
- Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
- Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
- Использование диагностических материалов.
I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.
Задачи:
- Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
- Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
- Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
- Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
Педагогические задачи:
- Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
- Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
- Повышение качества обучения;
- Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.
II. Принципы организации педагогического процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.
Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.
Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.
III. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
- Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
- Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
- Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
- Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
- Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
- Конкурсы, фестивали, выставки.
IV. Реализация направлений работы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
- организация консультаций для педагогов.
Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках
образовательного процесса:
Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.
- Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
- Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
- Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
- Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.
Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной
деятельности:
- Организация индивидуальной работы
- Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные
Организация опытно-исследовательской деятельности
Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
Организация предметных (персональных) выставок.
Организацию вечеров и праздников.
Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.
Создание спортивных центров в группах.
Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
Выпуск стенгазет.
Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования
Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:
- Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
- Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
- Хореографическая студия «Тюльпанчик»
Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
- родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
- родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
- подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
- система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
- детско-родительские проекты
Формы работы с педагогами:
- педагогическое проектирование
Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.
Взаимодействие с организациями:
- ДШИ села Троицкое
- Детские сады Целинного района
- ОУ села Троицкое
V. Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.
В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.
Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.
Старший воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Нестерова Любовь Юрьевна
Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»
Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашем дошкольном учреждении стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.)
В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень. Различаются виды одаренности:
1.Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
2.Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).
3.Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).
Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.
Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим:
постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.
Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.
Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.
В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; зимний сад.
Имеется мини-музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства.
В группах оборудованы уголки по театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному тру ду, развивающих игр.
Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив детского сада работает по развивающей программе В.Т.Кудрявцева «Тропинки» и использует развивающую программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работает 7 кружков.
По художественно-эстетическому направлению:
- Кружок «Цветные ладошки»
- Кружок «Сказочная мастерская»
- Кружок танцевальный «Мозаика»
- Кружок вокальный «Ручеек»
По познавательно – речевому направлению:
- Кружок «Речевичок»
- Кружок «Здоровячек»
По физкультурно-оздоровительному направлению:
- Кружок «Крепыш»
Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.
- 1. Информационно-аналитическое
(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).
2. Познавательное направление
(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).
Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.
Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:
- Спортивные праздники
- Реализация различных проектов
- Музыкальные театрализованные праздники
- Совместные выставки рисунков
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
В заключении хочется отметить , что воспитатель, развивающий креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно - образовательной среды ДОУ. Литература:
журнал «Управление ДОУ» № 2 2010 г., Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова журнал «Старший воспитатель» № 10 2009 г.
«Развиваем способности дошкольников» «Творческий центр» Москва 2010г.,
Принято Утверждено приказом № 129
на заседании педагогического совета от 06.09.2013
Протокол № 1 от 26.08.2013 заведующий МАДОУ
детского сада «Родничок»
О.А. Индюкова
Проект программы
«Гений с пеленок»
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей «Родничок»
на 2013-2016 гг.
г.Хабаровск
2013
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………………………………3
1.1.Концептуальные подходы проекта….………………………………………………………...………6
1.2.Цель и задачи реализации проекта………….…………..………….8
1.3.Планируемые результаты освоения проекта…..………………………………………………………………..9
2. Основное содержание проекта……………………………………….10
2.1.Этапы реализации проекта...………………... ………………….….10
2.2. Формы работы с детьми …………………………………………..16
2.3. Планирование образовательных отношений…………………………………………………………...….17
3. Список использованной литературы……………………………….31
1. Пояснительная записка
Проект программы «Гений с пеленок» разработан творческой группой педагогов МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» в составе: Кшевицкая Н.В., старший воспитатель, Сысоева М.В., педагог-психолог, Углова О.М., воспитатель.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», « Концепции модернизации образования до 2010 года», Президентская инициатива «Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Проект «Гений с пеленок» направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.
Проект по развитию одаренных детей средней группы разработан в соответствии с ООП муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Родничок», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Проект обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.
Используются парциальные программы:
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практикоориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
Закон РФ «Об образовании».
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
ФГОС ДО
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Степень сформированности.
Форма проявлений.
Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития.
По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
Общие интеллектуальные способности;
Конкретные академические способности;
Творческое или продуктивное мышление;
Лидерские способности;
Художественные и исполнительские искусства;
Психомоторные способности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
Теоретическая (для детей-познавательная);
Практическая;
Художественно-эстетическая;
Коммуникативная;
Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
актуальную одаренность;
потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
явная
скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)
5. По критерию «Особенности возрастного развития»
ранняя
поздняя
1.2. Цели и задачи реализации проекта
Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДОУ, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.
Задачи.
Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
Создать банк одаренных детей.
Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.
Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях.
Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
2. Основное содержание проекта
Так как наш детский сад осуществляет работу по познавательно-речевому развитию, нами было выбрано интеллектуальное направление одаренности и была создана экспериментальные группа «Одаренный ребенок» № 11 (средняя группа, пятый год жизни). Экспериментальная группа работает на основе базовой программы Школа 2010 под ред. О.В.Чиндиловой, авторских программ педагогов МАДОУ.
2.1.Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):
Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей
Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.
Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.
Подбор диагностического инструментария. (психолог)
Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (ст. воспитатель).
Обеспечение материально-технической базы (заведующий).
Организация информационных выставок по вопросам одаренности (ст. воспитатель, психолог)
Работа с педагогами
Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:
«Типология одаренности»
«Структура и признаки одаренности»
«Социально-психологические трудности одаренных детей»
«Проблема одаренности в современной педагогике»
«Современные подходы к вопросам одаренных детей»
Проведение семинаров по темам:
«Понятие одарённости в педагогике и психологии»;
«Специфика работы с одарёнными детьми»;
«Формы и методы работы с одаренными детьми»;
«Особенности содержания образовательных программ способствующих развитию интеллектуальных способностей детей»;
«Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».
«Изучение, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта».
Работа с родителями:
Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
«Одаренность в дошкольном возрасте»
«Как воспитать одаренного ребенка?»
«Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
«Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча «Талантам надо помогать»:
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
«Сколько значений у предмета»
«Придумай животное с заданными свойствами»
«Пять точек»
«Фруктово-овощная геометрия»
«Изобрази и узнай»
«Почемучка» и др.
2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)
Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей. Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка
Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:
Ступенчатости;
Разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;
Динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выделяются следующие этапы:
номинация (называние) имен « кандидатов в одаренные. На заседаниях ПМПк педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;
выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности;
изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед;
оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;
включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия;
оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;
психологическое тестирование.
Основной диагностический инструментарий:
Методы и методики диагностики одаренности использованы:
Педагогическая диагностика одаренности дошкольника
1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности
3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)
Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.
Психологическая диагностика одаренности дошкольника
1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.
2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.
3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.
4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)
Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.
5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.
6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность объяснять значение слов.
7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.
8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.
9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.
По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.
Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого – педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.
Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка – носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.
Работа с педагогами:
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей
разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.
отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;
создание программ дополнительного образования для организации системной деятельности в работе с одаренными детьми.
апробация педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
апробация индивидуальных авторских программ работы с одарёнными детьми (индивидуальный маршрут обучения);
психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;
формирование банка психолого-педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Работа с родителями
Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми
анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.
Прогностический этап определяет:
сроки реализации Проекта (3 года);
сроки реализации каждого этапа (1 год);
прогнозируемые результаты;
критерии оценивания результатов по этапам работы
3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:
Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.
Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.
Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Корректировка индивидуальных учебных программ.
2.2. Формы работы с детьми
Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.
Проект предусматривает обучение одаренных детей:
В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
обучение по индивидуальным планам (программам);
обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).
2.3.Планирование образовательных отношений
Тематическое планирование образовательной деятельности «Клуб интеллектуалов»
Месяц
Задачи
Развивающая среда
Информационно-методическое обеспечение
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4 лет; корректировка содержания программы.
Диагностика познавательного развития
Октябрь
выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классифика-ция, обобщение; форми-рование
Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;
Развитие познавательных процессов; формирова-ние представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструктив-ных умений и навыков; закрепление представле-ний о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:
«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознако-мление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных пред-ставлений и ориенти-ровки в пространстве; знакомство со свойства-ми – прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознаком-ление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; формиро-вание конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина:
«Хамелеон»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Листик»,
«Головоломка Пифагора»;
Смоленцева А.А. и др. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство –пресс», 2003 г.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7.
Учебно-методическое посо-бие для воспитателей детских садов/-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольни-ков СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматема-тические игры для детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространствен-ного мышления и творческого воображе-ния; развитие умений сравнивать, анализиро-вать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича:
«Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развиваю-щие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Т.М. Бондаренко «Развива-ющие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мел-кой моторики; знаком-ство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формиро- 1как вития) вание умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича:
«Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».
Методическое пособие.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирова-ние умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича: «Ларчик»;
Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, срав-нение, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространствен-ную ориентировку.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знаком-ство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».
Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Март
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструк-тивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича: «Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способ-ностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:«Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»;
Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты».
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; развитие конструктивных способ-ностей; развитие смекал-ки, сообразительности.
Игры Никитина:
«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г..
Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.
Игры Воскобовича: «Игровизор»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процес-сов у детей, анализ деятельности за год.
Диагностика
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
Тематическое планирование образовательной деятельной деятельности «Пытливый посковичок»
Направления поисково исследовательской деятельности деятельности
Темы деятельности
Методы и приемы взаимодействия с детьми
Месяц
Задачи
Экспериментирование с песком, глиной
«Волшеный материал»,
«Почему песок так хорошо сыплется?»,
Наблюдение
Длительное наблюдение
индивидуальная и групповая формы работы
Сентябрь-ноябрь
Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства
Экспериментирование с водой
«Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок»
«Играем красками», «Вкусная вода»,
«Разноцветная вода»
индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей
Июль-август. декабрь
Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека
Экспериментирование с воздухом
«Танец горошин»,
«Поиск воздуха»,
«Пузырьки-спасатели»,
«Морской бой»
индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность
Декабрь-февраль
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)
Наблюдения за жизнью растений
«Что любят растения?»,
«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,
«В тепле, в холоде»
Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение
сентябрь-май
Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие
Экспериментирование со светом
«Солнечные зайчики», «радужные блики»,
«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»
Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность
Октябрь, апрель
Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.
Экспериментирование с предметами
«Секрет сосновой шишки»,
«Мыло-фокусник»,
«Чудесные спички»,
«Угадай-ка»,
«Волшебная рукавичка»
Практическая деятельность,
Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,
Совместная деятельность взрослого и детей
Сентябрь,
Декабрь, Март
Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов
Список литературы
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова. - Волгоград:Учитель,2014.
Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997
Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983